Техника трехпозиционного описания

Процесс общения можно описать следующим образом: у меня в голове рождается мысли, я их оформляю в слова, кодирую. Говорю своему собеседнику. Мой собеседник слышит мои слова и декодирует их в свои мысли. Здесь есть два слабых звена — кодировка и декодировка. Я зашифровываю мысли в слова, основываясь на собственный опыт, предпочтения и характер. Мой собеседник расшифровывает услышанное исходя из своего опыта, предпочтений и характера. В результате общения мы порой ошибочно интерпретируем сказанное. Возникают разногласия, споры, непонимание, конфликты. Общение заходит в тупик и мы не знаем как из него выйти. На помощь приходит техника трехпозиционного описания или трехпозиционка.

трехпозиционное описание

Читайте так же статью «Как освободиться от оценок окружающих»

Для чего использовать «трехпозиционное описание»

Техника создана для анализа коммуникаций с другими людьми. С ее помощью можно:

  • улучшить навыки общения;
  • прокачать эмпатию;
  • лучше понимать своего собеседника;
  • найти для себя новые варианты продолжения коммуникации;
  • изменить свой стиль поведения и общения;
  • взглянуть на ситуацию с разных точек зрения.

Данную технику еще называют «три позиции восприятия» или «трехпозиционка». В основе техники лежит чередование между позициями восприятия.

Что такое позиции восприятия

Позиция восприятия — это то, как я вижу и оцениваю ситуацию. Моя точка зрения зависит от того, с какой позиции я смотрю на ситуацию. Можно смотреть на ситуацию, 

  • Первая позиция восприятия — позиция Я. В этой позиции я смотрю на ситуацию со своей точки зрения, своими глазами, исходя из своих предпочтений, выгод и интересов. Ощущаю, чувствую, слышу что со мной происходит.
  • Вторая позиция восприятия — позиция Другого. Я ставлю себя на место собеседника, смотрю на ситуацию его глазами. Представляю что он чувствует, думает, слышит. Я не анализирую своего собеседника. Если бы я занимался анализом, то находился бы в первой позиции. 
  • Третья позиция восприятия — Объективная позиция. Я смотрю на ситуацию глазами стороннего наблюдателя — без эмоций, чувств и оценок. Я вижу, слышу и описываю ситуацию не включаясь в нее. Я анализирую и могу давать рекомендации, кому и как поступить.

Описание техники

Трехпозиционное описание используется для анализа произошедшей ситуации. Проведя анализ, можно увидеть ситуацию с разных сторон и сделать выводы. 

  1. Выбираю ситуацию, которую хочу проанализировать. 

Я хочу провести анализ коммуникации со своим другом и коллегой Андреем, найти новые варианты поведения и выйти из тупика. Я с Андреем работаю над одним проектом, он не соблюдает сроки сдачи своей части проекта. Из-за этого весь проект сдаем позже, чем нужно. На любые мои замечания, уговоры, просьбы он отвечает оправданиями или игнорирует их. Чтобы успеть вовремя я сам делаю большую часть проекта.

  1. Выбираю место в пространстве, где я буду в первой позиции, где во второй и где в третьей. Я нахожусь в комнате. Когда я стою в центре комнаты — это моя первая позиция восприятия, возле дивана — вторая позиция, возле двери — третья.
  2. Становлюсь в центр комнаты. Описываю ситуацию с первой позиции восприятия. Как я ее вижу? Что чувствую? Каковы мои ожидания? Что хочу сделать? Как я себя веду? Что делаю? О чем думаю?

Я говорю Андрею, чтобы он поторопился с проектом. Андрей отвечает, что у него еще много дел и поторопиться он не может. Я чувствую злость и раздражение. Ожидаю, что Андрей все таки послушает меня. Я хочу накричать на него, рассказать руководителю, что из-за него не успеваю сдать проект. Но я думаю, что рассказывать руководителю не правильно, Андрей ведь мой друг. Я сдерживаю себя и принимаюсь за работу над той частью проекта, которую должен был сделать Андрей. Думаю, какой же ты козел, Андрей!

  1. Выхожу из первой позиции. Расслабляюсь, сбрасываю напряжение. Можно немного попрыгать.
  2. Становлюсь возле дивана, описываю ситуацию из второй позиции восприятия. Смотрю на ситуацию глазами своего собеседника. Находясь на его месте представляю что я вижу? О чем думаю? Что чувствую? Чего хочу? Мой собеседник не обязательно видит, думает, чувствует и хочет именно то, что я представил. Соответствовать реальности здесь не главное. Главное — личные ощущения из позиции Другого.

Я представляю себя на месте Андрея — у меня сегодня много задач от руководства, я не успеваю все сделать. Ко мне подходит мой коллега и просит поторопиться с проектом. Меня это раздражает, он каждый раз подходит ко мне с проектом и каждый раз делает часть работы за меня. Меня это устраивает.

  1. Выхожу из второй позиции, расслабляюсь. 
  2. Становлюсь возле двери, описываю ситуацию из третьей позиции восприятия. Я — сторонний наблюдатель. Я наблюдаю за ситуацией без оценок, предпочтений, чувств и эмоций. Я могу анализировать ситуацию как сторонний наблюдатель, давать советы участникам.

Я наблюдаю со стороны. За рабочим столом сидит Андрей. Его тело и лицо напряжено, скорее всего он выполняет какое-то задание. К нему подходит коллега и говорит, чтобы он поторопился с проектом. Его голос звучит тихо и глухо. У Андрея на лице появляется ухмылка, взгляд делается серьезным. Андрей отвечает, что у него много дел и не может поторопиться. Его голос громкий, с «металлическим» оттенком. 

  1. Выхожу из третьей позиции, расслабляюсь.
  2. Анализ ситуации. Когда я проделал эту технику, то увидел ситуацию с разных точек зрения. Теперь в моем распоряжении больше информации и я могу использовать ее, чтобы скорректировать свое поведение.
трехпозиционка

Анализ: 

  • Когда я подошел к Андрею, то не заметил, что у него много работы. Я его отвлек, и на мою просьбу он ответил раздражением. Нужно было сначала спросить, свободен ли он. 
  • Мой голос в этот момент звучал тихо и неубедительно. Для  того, чтобы Андрей понял, что вопрос серьезный, мне нужно говорить громче и уверенней. 
  • Андрей знает, что часть проекта я всегда делаю за него и его это устраивает. В следующий раз нужно сказать Андрею, что за него проект я делать не буду.

Через трехпозиционное описание можно проанализировать ситуацию, рассмотреть ее с разных точек зрения и увидеть альтернативные варианты развития ситуации. Технику можно применять для анализа коммуникаций с любым количеством участников, в этом случае количество вторых позиций восприятия увеличивается по количеству участников.

Оцените статью
KALLES.RU
Добавить комментарий