Стратегия и тактика речевого общения

Человек — существо социальное и взаимодействовать с другими для нас естественно. Общаясь, мы все воздействуем друг на друга. Сознательно или бессознательно, но мы оказываем влияние на поведение и жизнь других людей, а они оказывают влияние на нас и нашу жизнь. Эффективная коммуникация возможна лишь тогда, когда мы знаем чего хотим и как этого достигнуть. Зная стратегии и тактики речевого общения можно сознательно влиять на людей и добиваться от них желательного поведения.

стратегия и тактика речевого общения

Стратегия речевого общения

Стратегия речевого общения — это конечная и долгосрочная цель, которую хочет добиться человек, проводя коммуникацию. Стратегии могут различаться в зависимости от того, какую цель преследует человек, общаясь с другими.

Тактика речевого общения

Тактика речевого общения — это конкретные приемы, которые использует человек, для того чтобы добиться своей цели в общении. Стратегия задает конкретную точку, в которую человек хочет прийти, а какими средствами прийти в эту конечную точку занимается уже тактика речевого общения. Тактика предполагает, что человек будет использовать определенные приемы, слова и поведение.

К вам подходит знакомый и просит денег взаймы. Его стратегия — получить от вас то, что он хочет, то есть деньги. Для того чтобы получить от вас то, что он хочет, ваш знакомый может использовать различные методы — прямую просьбу, давить на жалость, обман, запугивание. Все это относится к тактикам речевого общения.

В этой статье мы рассмотрим следующие тактики речевого общения и методы влияния: 

  • трюизмы;
  • допущения;
  • противопоставления;
  • изменение во времени;
  • ложный выбор;
  • вопросы;
  • оценка;
  • все выборы;
  • отрицание.

Эти тактики позволят незаметно подвести человека к нужному вам решению или поведению. Использование этих приемов внушения помогут выстроить речевую стратегию и добиться своих целей в коммуникации.

речевые стратегии - трюизмы

Трюизмы

Трюизмы — это полностью правдивое утверждение. Примеры трюизмов:

  • Все любят вкусно поесть.
  • Каждый может совершить ошибку.
  • Вы можете сесть на этот стул.
  • Москва — столица России.

Прелесть трюизмов в том, что их невозможно оспорить, потому что они являются истиной. Трюизмы задают рамку восприятия для человека, в которой он принимает нужное нам решение. Если человек сомневается в том, стоит ли ему заниматься спортом, можно подвести человека к нужному выводу, начав с фразы «все хотят быть здоровыми и красивыми». Рамка восприятия сместилась на здоровье и красоту. А дальше можно перейти на тему спорта и рассказать, как занятия спортом помогут человеку стать здоровым и красивым.

Виды трюизмов

  • Истина — это общеизвестные факты.
    • Существует четыре времени года — зима, весна, лето, осень.
    • Луна — спутник земли.
    • Земля вращается вокруг Солнца.
    • Продолжительно високосного года 366 дней.
  • Пословицы и поговорки. Пословиц и поговорок очень много и можно найти те, с помощью которых получится задать нужную рамку восприятия. 
    • Сделал дело, гуляй смело.
    • Работа не волк, в лес не убежит.
    • Копейка рубль бережет.
    • Жизнь прожить не поле перейти.
  • Псевдотрюизмы — это якобы истинные выражения. В начале следует ссылка на авторитетное мнение или на общеизвестность, а затем добавляется то, что смещает рамку восприятия.
    • Известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины.
    • Обычно, на смену трудностям приходит легкость.
    • Марк Твен однажды сказал — «всегда говори правду и не придется ничего запоминать».
    • Психологи установили, что чем выше авторитет говорящего, тем больше желания у слушающего поверить в то, что ему говорят.

Конструирование трюизмов

Трюизмы можно конструировать, используя местоимения, глаголы и наречия: кое-кто, что-то, бывает, случается, немного, иногда.

  • Случается, что люди говорят неправду.
  • Кое-кто поступил бы в этой ситуации иначе.
  • Иногда люди меняются.
  • Немного людей готовы работать над собой.

 Используя слова возможности/невозможности выполнения действия: возможно, способен, не должен, решить, может.

  • Каждый человек может измениться.
  • Тренированный спортсмен способен пробежать эту дистанцию быстрее.
речевые стратегии - допущения

Читайте также статью «Техника трехпозиционного описания»

Допущения

Допущения строятся из того принципа, что если произойдет одно событие, то скорее всего произойдет и другое. 

  • После того, как вы войдете в эту комнату, вы почувствуете себя уверенней.
  • Если в зале наступит тишина, мы начнем быстрее.
  • Когда вы войдете к нам в магазин, вы обязательно купите что-нибудь полезное.
  • Как только мы все проверим, то подпишем эти документы.

При конструировании допущения мы берем какое-то событие и связываем его с тем, что хотим получить от человека. Для того, чтобы создать допущение используются слова:

  • сразу;
  • после того, как;
  • если…, то;
  • когда;
  • перед тем, как.
речевые стратегии - противопоставления

Противопоставления

В противопоставлениях мы связываем два процесса, порой сильно отличающиеся друг от друга и ведущие к разным результатам.

  • Чем больше ты сомневаешься, тем быстрее нужно принять решение.
  • Чем сложнее задача, тем она интересней.
  • Насколько больше ты будешь тренироваться, настолько высоки будут твои результаты.
  • Чем красивее обложка, тем меньше под ней сути.

При конструировании противопоставлений используют слова:

  • Чем…, тем;
  • Насколько…, настолько.
речевые стратегии - изменение во времени

Изменение во времени

В этом методе желаемое действие, которое мы хотим получить от другого, растянуто во времени и фокус внимания направлен на слова времени.

  • Вы продолжаете совершенствовать свои навыки.
  • Ты все еще хочешь поехать на море? Фокус внимания — ты хочешь поехать на море.
  • До сих пор мы сдавали проекты вовремя.
  • Еще мы дарим подарки каждому покупателю. Фокус внимания на то, что мы уже что-то предложили.

Для конструирования выражений по методу «изменение во времени» используются слова:

  • до сих пор;
  • уже;
  • все еще;
  • еще;
  • продолжать;
  • заканчивать.
речевые стратегии - ложный выбор

Ложный выбор

Суть ложного выбора состоит в том, что мы даем человеку самому решить, что выбрать, даем иллюзию выбора. Выбор, который делает человек не так важен, важна суть. Мы смещаем фокус внимания на то, что человек сам принимает решение, хотя на самом деле решение принято за него.

  • Вы возьмете кредит сейчас или на следующей неделе? Здесь не подвергается сомнению, возьмет человек кредит или нет. Мы даем выбрать, когда он это сделает.
  • Вы будете оплачивать картой или наличными? Нам важно что человек будет оплачивать, а как он это сделает уже не так важно.
  • Ты довезешь меня до подъезда или до остановки? То, что человек довезет, даже не подвергается сомнению.
речевые стратегии - вопросы

Вопросы

В этом методе воздействия используются вопросы, задавая которые, мы как бы предполагаем, что одно является совершенным фактом, а вопрос задаем про другое. 

  • Мы пойдем в парк аттракционов сегодня или завтра?

В этом вопросе нет сомнения, пойдем ли мы в парк аттракционов. Вопрос направлен на то, когда мы это сделаем.

  • Вы понимаете, что эти ботинки очень удобные и прочные?

Прочность и удобство ботинок — факт, который не подвергается сомнению. Весь вопрос в том, понимаете ли вы это.

Чаще всего в вопросах такого рода используются глаголы:

  • осознаете;
  • понимаете;
  • задумываетесь;
  • знаете;
  • замечаете;

Также, в таких вопросах используются вопросительные слова:

  • как;
  • где;
  • когда;
  • почему;
  • зачем;
  • за что.

Рассмотрим еще несколько примеров вопросов, с использованием глаголов и вопросительных слов.

  • Как ты понял, что она тебя любит? — в ее любви к тебе нет сомнений, а как ты это понял?
  • Знаете, что общий язык можно найти с любым человеком?
  • Почему вы так много едите? — нет вопроса в том, едите ли вы много. Вопрос в том, почему.
  • Вы замечаете, что он меняется с каждым днем?
  • Где вы проведете следующий отпуск? — то, что отпуск будет, не подвергается сомнению.
речевые стратегии - оценка

Оценка

В этом приеме все внимание направлено на оценку, которую один человек дает другому, а суть высказывания остается замаскированной этой оценкой.

  • Я восхищен надежностью этого автомобиля.
  • Любопытно, что ваша речь стала чище.
  • Меня раздражает твое упрямство.
  • Уверен, она хорошо выполнит это задание.

В этом методе используются оценочные слова:

  • восхищен;
  • сомневаюсь;
  • уверен;
  • удивляет;
  • хотел бы.

Оценки могут быть и отрицательными, но отрицательные оценки настраивают человека против вас. Если мы хотим дать негативную оценку человеку, лучше это делать, использую положительные оценочные слова:

  • Меня восхищает ваше умение все портить.
  • Я в восторге от количества в вашем письме.
  • Как чудесно, что вы всегда приходите не вовремя.
речевые стратегии - все выборы

Все выборы

В этом методе дается несколько вариантов действий, в том числе нежелательный для нас. И этот нежелательный вариант действия мы окрашиваем сомнением, говорим тихо, с грустью. 

  • Вы можете записаться на прием завтра, можете записаться в течение месяца, но я был бы рад, чтобы вы записались сегодня.

Запоминается начало и конец фразы, а серединка забывается, поэтому желательное действие лучше вставлять в начало или конец фразы.

  • Ты можешь посмотреть это видео мельком, — речь громкая, четкая и энергичная

…можешь вообще его не смотреть, — речь затихает, появляются грусть

но лучше если ты посмотришь его внимательно — энергичная и веселая речь.

речевые стратегии - отрицание

Отрицание

Известно, что частица «не» не воспринимается нашим мозгом. Фраза «не думайте об отпуске» звучит так же, как «думайте об отпуске». В голове сразу рисуется картинка желанного отпуска и отдыха.

  • Не обязательно принимать решение сейчас — примите решение сейчас.
  • Не нужно полностью мне доверять — доверяйте мне.
  • Не спешите купить эти часы — купите часы.
  • Вам ничего не будет за это — что-то вам будет.

Этот метод воздействия можно применять в связке с другими методами:

  • Любопытно, что не все люди видят качество товара — этот товар качественный.
  • Вы все еще не купили этот холодильник — купите этот холодильник.

Как тренировать речевые стратегии и тактики

Прежде чем тренироваться в использовании перечисленных выше методов, нужно понять, чего же вы хотите от другого. В голове должна быть четкая цель. Если цели нет, то методы воздействия работать не будут. Использовать методы влияния целесообразно тогда, когда прямая просьба или прямой вопрос не работает.

Если я хочу прибавки к зарплате, эффективнее прямо попросить ее, чем использовать методы влияния:

  • Не обязательно поднимать мне зарплату сегодня, можно сделать это через месяц. 
  • Уверен, в ближайшем времени я получу повышение зарплаты.

Лучше сказать: «Я хочу прибавки к зарплате». Не стоит усложнять коммуникацию методами влияния, там где они не нужны. Если вы чего-то хотите, лучше прямо попросить об этом. Но если добиться желаемого прямой просьбой не удается, то используйте методы влияния. А чтобы тренировка способов влияния проходила легче, читайте статью о том, как освоить привычку.

Используете ли вы какие-нибудь методы влияния

Загрузка ... Загрузка ...
Оцените статью
KALLES.RU
Добавить комментарий